Как в этом открытом, сложно регламентируемом пространстве сохранить дистанцию, если ты не представитель публичной профессии, не политик или звезда со штабом необходимых экспертов?
Как не стать уязвимым? Как успешно работать в Сети и не бояться, что потенциальный клиент окажется на твоей кухне или в спальне? Как выдержать верный тон, соблюсти баланс, не стать мишенью для нападок?
Эти вопросы волнуют специалистов помогающих профессий, приходящих во всемогущие соцсети для эффективного продвижения. У многих уже есть сайты, блоги или рубрики на психологических порталах. Но если на территории сайтов и порталов можно себя чувствовать относительно безопасно, то девятый вал социальных сетей может сбить с ног не привычных к публичности специалистов пристальным вниманием текущих или потенциальных клиентов, конкурентов, хейтеров и троллей,
Можно вести закрытый профиль. Это одна из возможностей как-то защитить границы, но это неэффективно для продвижения и дальнейшего масштабирования.
В бурных волнах публичного профиля сложнее удержать нужную дистанцию, четко обозначить границы и удержать их. А это необходимо. Это гигиена труда и жизни и их безопасность.
В социальных сетях без специальной защиты и подготовки бывает сложно выстоять: психологически, морально, да и физически, ведь напряжение, необходимость себя контролировать, попытка казаться, а не быть отбирают силы.
А чего стоят комментарии: «Тыжепсихолог», «Тыжекоуч!», «Как ты мог(-ла), как ты себе это позволил(-а)?», «Вы не имеете права»!
Воинствующая критика, одновременно возводящая на пьедестал и низвергающая с него.
Как известно, психолог и коуч часто воспринимаются как родительские фигуры, как учителя. В представлении многих читателей возникает вертикаль, на вершине которой сидит представитель этих профессий и, по мнению «общественности», должен быть таким, но не сяким, должен действовать так, а не сяк. Общественное сознание пытается выстроить определенные рамки восприятия и вместить в них психологов и коучей.
С одной стороны, можно отсидеться в нейтральном виртуальном пространстве, но социальные сети приносят больший результат.
Перед многими встает выбор:
- Скучный, однообразный профиль из узкопрофессиональных публикаций, которые удосужатся прочесть несколько человек.
- Безличный профиль с перепостами, цитатами великих и чужими котиками.
- Живой профиль, который не только говорит о профессиональных компетенциях, с перечислением дипломов и их фотографиями, но и знакомит аудиторию с вами и как с профессионалом, и как с человеком во плоти, как с личностью, которая проживает свою жизнь во всем ее многообразии и щедро делится своими выводами, инсайтами, наблюдениями и переживаниями.
Первый путь (скучный «профессиональный» профиль) мало результативен. Обладатели профилей, застегнутых на все пуговицы, боятся рисков, а свои страхи списывают на профессиональную этику. Они любят защищаться тем, что если человек пишет в социальных сетях, то им непонятно, когда он работает. Что если психолог и коуч хорошо пишут, то это их характеризует только как писателей, а не как экспертов.
Удобная, наверное, позиция. Если забыть о Фрейде, Юнге, Хорни, Фромме, Яломе, Голви, Майлзе и других. Интересно мыслящий человек обычно хорошо пишет. Если он этого пока не знает, то скоро узнает. Надо только осмелиться. (Работая со мной, практически каждый клиент начинает писать. Речь и о тех, кто вообще не продвигается в сетях.) Писать = понимать себя.
Ни одна профессиональная этика не запрещает быть ярким и интересным человеком, в то время как страхи и серость легче, красивее и надежнее прятать под дипломами, уставами и ограничениями.
Второй путь (полуанонимный профиль) в лучшем случае вызовет недоумение и непонимание, кто за всем этим скрывается и почему к этому человеку стоит идти на консультацию.
Третий путь (живой профиль) требует больше мужества и умений. Он предъявляет больше требований не только к компетенциям, но и к личным и личностным качествам специалиста, требует разнообразных навыков (умения писать, говорить о себе, о явлениях, тактично описывать кейсы, вести диалог с подписчиками) и открытости, которая пугает многих специалистов, боящихся выйти из футляра.
Зато он открывает ряд дверей:
- Узнаваемость.
- Охват.
- Возможность непосредственно общаться с аудиторией.
- Быть с аудиторией на одном игровом поле.
- Видеть ее в своей ленте.
- Понимать ее потребности.
- «На других посмотреть, себя показать», короче говоря.
- Прокачать множество полезных навыков и вырасти самому.
Я выбрала третий путь. Интуитивно. Тогда не было еще экспертов в этих вопросах. Набила на нем много шишек, узнала много нового, полезного и важного, построила личный бренд. Оно того стоило. Сейчас в моем профиле конструктивная и творческая обстановка, несмотря на то что он открыт, и я пишу не только о работе, публикую не только серьезные статьи и кейсы, но рассказываю о важных моментах моей жизни в целом. Пишу доступно о важном, шучу и просто живу.
Да, тут есть риски и бывают на моей странице вспышки «выжекоуч», «выжепсихолог» и «негоже вам», но я, как взрослый и ответственный человек, сама принимаю решение о том, что стоит и не стоит писать на своей стене. У недовольных всегда есть выбор: удалиться или быть удаленными и заблокированными за отповеди или скандалы.
Например, летом мы путешествовали три недели по Германии без чемоданов. Они не прилетели. И какое-то время авиакомпания нас убеждала не двигаться никуда и ждать их на одном месте. Я писала об этом у себя на странице. И, разумеется, получила не только поддержку, полезные советы и сочувствие, но и много указаний о том, что я «имею право» чувствовать, а что нет, как плохо думать о материальном и что я должна уподобиться Рахметову, сделать вид, что ничего не произошло, и радостно скакать по просторам Германии. Ведь «яжекоуч» и «яжепсихолог».
Я написала пост об этом — о праве на чувства, о праве говорить о своих чувствах, о праве грустить о любимых вещах. О том, что ни один коуч и психолог не живет вне материального мира, и если он не умеет чувствовать и говорить о своих чувствах, то грош ему цена как профессионалу. Пост помог многим иначе посмотреть на многие вещи, а тех, в чьих глазах я низко пала, показав, что у меня есть чувства, я попросила удалиться. Кого-то удалила сама.
Давайте посмотрим ближе на ловушки и риски открытого профиля с не только рабочим и однообразным контентом.
Ловушки и риски
Возможности всегда сопряжены с рисками, выходом из зоны комфорта и постоянным личностным развитием.
Конечно, близкий контакт с аудиторией создает риск отсутствия и стирания границ. Но есть и техника безопасности представителей помогающих профессий в соцсетях.
Только неискушенным кажется, что коучи и психологи в силу профессии достигли совершенства, все знают, умеют и понимают.
Если вам вдруг, как специалисту, это покажется, то, например, «Фейсбук» сразу предоставит вам несколько задачек, которые нашепчут, что есть еще куда расти.
Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь публичный профиль.
Кстати, для многих это хорошая проверка на профессионализм, на двойные стандарты, на умение быть, а не казаться! Рано или поздно разоблачение неизбежно, если вы притворяетесь и играете роль улучшенного себя.
Готовы ли вы к публичности?
Быть заметным, популярным, востребованным — это, конечно, приятно. А быть готовым к публичности — это совсем другая история…
Она требует стрессоустойчивости, владения эмоциями, понимания того, что происходит с вами в данный момент времени, и умения видеть себя в зеркале окружающего мира. Видеть подсказки и ресурсы, а не плакать, что Интернет — это ужасное место.
Публичность ставит высокие требования к ответной реакции, быстроте и остроте. Да, «Фейсбук» дает возможность отложенного во времени ответа, но именно ответа, а не повода для бегства.
А острота предполагает виртуозную защиту, но не нападки.
Публичность приносит на своем хвосте разные точки зрения. Поклонников, единомышленников, хейтеров. Людей со всевозможными проекциями со всеми вытекающими обстоятельствами.
Согласитесь, что это важные качества для психолога и коуча:
- быть в ситуации, не проглатываться ею;
- наблюдать и видеть смысл происходящего не только для другого, но и для себя.
А публичность — отличный инструмент для прокачки всех вышеназванных качеств. Но она и нагрузка, требующая дополнительного ресурса и дисциплины.
Легко завидовать популярным коллегам, а надо посмотреть на это с другой стороны: их труд, терпение, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, умение защищать свои границы.
Какой результат ожидаете от своего присутствия в социальной сети?
Все хотят клиентов, распродаваемые за полчаса мастер-классы. Многие складывают руки после трех попыток и пяти постов.
Результат приносят регулярные действия.
Готовы ли вы:
- регулярно давать ценную информацию;
- не жадничать, не видеть в каждом читателе потенциального клиента, не ждать, что каждое ваше появление в Сети принесет вам материальные дивиденды;
- хорошо и понятно писать, постоянно развиваться самому/самой;
- много и щедро делиться знаниями, общаться с друзьями и подписчиками, но не давать бесплатных консультаций в комментариях и личных сообщениях;
- быть открытыми, но не пускать в свою жизнь и душу всех желающих и мимо приходящих;
- делать все это постоянно?
Хотеть больше клиентов, хотеть видимости и узнавания означает уметь быть на виду, держать удар и отражать его не наотмашь, по-детски защищаясь, а с чувством собственного достоинства и не раня других. Если они ранятся о ваши границы, помнить, что желание быть хорошим за счет сдачи этих границ обернется против вас. И, следовательно, зоны вашего роста.
В любом взаимодействии с аудиторией укрепляются навыки и проявляются зоны роста.
Техника безопасности
Если ответ на эти вопросы положительный, то теперь перейдем к технике безопасности.
Она сводится к умению защищать свои личные границы, свою точку зрения, свои правила, свою территорию. И все это в безграничном и на первый взгляд аморфном пространстве Интернета.
Следовательно, вам нужны правила и регламент вашего собственного профиля.
Для этого вы должны очень хорошо знать себя.
Пропишите свои правила. Подумайте, чем вы готовы делиться, а чем нет. Что приветствуется и разрешено у вас на стене вам и другим, а что — нет.
Обязательно продумайте, что можно, а чего нельзя на вашей странице.
В качестве примера расскажу про свои правила.
На моей странице нельзя:
- Говорить о политике. Сама не говорю, не поддерживаю эти разговоры, не одобряю их. Зачинщиков политических споров под моими постами удаляю и баню. Так же поступаю с теми, кто писал мне в личные сообщения требования принять сторону в политическом конфликте.
- Переходить на личности, самоутверждаться за чужой счет.
- Хамить кому-либо.
- Оскорблять кого-либо из участников беседы.
- Давать непрошеные советы.
- «Помогать» мне («причинять добро») или участникам дискуссии без запроса.
- Поучать меня или комментаторов моих постов.
- Критиковать внешний вид, взгляды, переходить на личность.
- Затягивать в спор или скандал.
- Устраивать мне проверочки, подковырочки.
- Запрещены слова-нападки: «вы неправы», «какая чушь», «вы сошли с ума», «что за бред», «а вот я», «выжепсихолог», «выжекоуч», «я вас уважала, а вы», «я вас читала, а вы», «вы мне казались, а вы».
- Продвигать свои услуги, рекламировать свои товары.
Это неполный список правил, которые регулируют мои отношения с друзьями и подписчиками. Я пишу о них у себя в профиле. В комментариях — как первое предупреждение. Напоминаю в постах. Особенно после каждого инцидента. Пишу посты о моем «скверном характере» и о личных границах. Сама придерживаюсь этих правил и соблюдаю их, приходя комментатором на чужие страницы, и уважаю правила других.
«Фейсбук» на примере ряда происшествий дал возможность показать моей аудитории важность личных границ в любом пространстве, где человек находится. Посты имели большой успех и многим помогли, как в виртуальной, так и в реальной жизни. Ведь наши границы постоянно кто-то пытается нарушить. На их страже только мы сами, только мы сами настраиваем их гибкость и подвижность.
За те 5–6 лет, что я активно продвигаюсь в «Фейсбуке», ко мне регулярно обращались коллеги с просьбой о помощи. Большинство из них хотели популярности, как у меня, потока клиентов, но их вежливость моментально обращалась в свою противоположность, когда вместо адреса волшебного сайта, где, по их мнению, я публиковала объявления, я им говорила о кропотливой внимательной работе в социальных сетях. Я сразу становилась жадиной, которая не хочет делиться, выскочкой, незаслуженно успешной, заносчивой и обладательницей скверного характера. В последний год ситуация, к счастью, изменилась: не все пока понимают, как продвигаться, но уже мало кто воинственно этой идеей возмущается. Несколько лет назад предложение взять консультацию на эту тему вместо выпытывания «секретов» вызывало гнев у коллег. Интересная тема для размышления… Ведь не секрет, что специалисты помогающих профессий нередко нарушают чужие границы сами.
Сейчас все больше обращаются за консультацией. Ситуация меняется. Все меньше народу считает это просто везением и видит работу.
В продвижении можно использовать опыт и наработки «раскрученных» коллег, на которых вы подписаны, но настоятельно рекомендую не «ловить» клиентов на чужой территории и не таскать тексты. Увы, случается и это. Так вы нарушаете чужие границы и портите себе репутацию. Эти вещи всегда обнаруживаются. Это тоже одно из важных правил техники безопасности.
Кто наступает на наши границы?
Кто наступает на наши границы? Не только мифические тролли со странными аватарками, но и вполне реальные персонажи:
- коллеги;
- конкуренты или те, кто себя ими считает;
- читатели, проецирующие на специалистов помогающих профессий свои отношения со взрослыми, с родителями, с любыми вертикальными отношениями. Из них практически никогда не получится ни адекватных собеседников, ни клиентов;
- люди, как чумы боящиеся перемен. Коучи и психологи по определению их злейшие враги, потому как их работа несет потенциальные изменения.
Если в вас видят угрозу, значит, вы будите что-то важное в каждой из этих категорий. Быть будильником нелегко: каждый норовит выключить.
Что помогает защитить свои границы?
Что помогает защитить свои границы от переживания негатива и проживания чувства обиды и несправедливости?
- Четко понимать цели своей целевой аудитории.
- Писать о своих правилах и принципах и следовать им.
- Знать свои границы и ограничения.
- Соблюдать и уважать чужие границы.
- В любых ситуациях вести конструктивный диалог.
- Если диалог невозможен, прекращать его.
- Удалять и блокировать нарушающих правила комментаторов.
- Быть собой.
- Писать интересно и притягивать интересных собеседников.
- Делать ставку на единомышленников и последователей.
- Развиваться, учиться и укреплять чувство собственной ценности.
Если следовать этим рекомендациям, то ваша жизнь в «Фейсбуке», может быть, не будет полностью спокойной, но интересной и живой будет точно.